Регулировали, регулировали, да не вырегулировали

Регулировали, регулировали, да не вырегулировали

Оценка регулирующего воздействия появилась в России сравнительно недавно, в то время как в европейских странах эта процедура проводится еще с прошлого века. В Германии проект «Современное государство – современное регулирование» завершился 1 декабря 1999 года созданием руководства и справочника по оценке регулирующего воздействия.

Если воспользоваться именно этим опытом, то выясняется, что цель ОРВ – повышение качества законодательных предписаний (законодательных актов) при сокращении «плотности регулирования». Другими словами, ОРВ должна позволить устанавливать принципиально меньше, но при этом, лучших, кратких и более понятных правил, и при этом содействовать исполнимости, и следованию этим правилам.

Для этого предусмотрена в соответствии с требованиями различных стадий законодательного процесса трехуровневая система оценки регулирующего воздействия:

Предварительная (до стадии проектирования закона);

Сопровождающая (на стадии проектирования закона);

Ретроспективная (оценка уже вступившего в силу закона, так называемая ОФВ).

В российской практике ОРВ первые два этапа практически не разделены, поскольку на стадии разработки концепции процедура ОРВ проводится формально либо совсем не проводится – внешние эксперты не привлекаются, а бизнес-сообщество этот этап традиционно игнорирует, так как не умеет работать с концепцией.

Но если вернуться к началу, то, наверное, наиболее интересными будут для нас идеи сокращения «плотности» регулирования.

Видят несколько способов сокращения упомянутой плотности. Самым эффективным, конечно, является процедура дерегулирования – отмена нормативных правовых актов, которые морально устарели и создают дополнительные административные барьеры для бизнеса.

Показателен пример Хорватии, введшей «регуляторную гильотину», признанную одной из лучших европейских практик этой области. Рабочая группа проекта HITROREZ в составе 12−14 человек за 9 месяцев 2006−2007 годов проанализировала около 1,4 тысяч актов, регулирующих деятельность бизнеса, из которых отменила 419 и упростила 372. В результате отмена или упрощение затронули свыше 55% рассмотренных документов, что привело к экономии по издержкам по разным оценкам от 10 до 170 миллионов долларов.

Интересно, что Дональд Трамп заявил о регуляторной реформе в качестве первоочередных действий на посту Президента США. «Это колоссальная задача, - приводит слова 45-го президента Шон Спайсер. - В 2016 году Федеральный реестр законодательных правил уже превысил 81640 страниц. Абсолютный рекорд».

Российские объемы законотворчества значительно больше, до сих пор еще действуют документы Совнаркома, относящиеся к совершенно иному технологическому укладу. Число нормативных документов, регулирующих бизнес на территории Российской Федерации увеличивается с каждым годом. Государственная Дума штампует законы как горячие пирожки, вводя новые нормы, не отменив действие старых.

Принцип “один за один” (когда введение одного акта, серьезно увеличивающего нагрузку на бизнес, возможно только при отмене одного действующего, пока не срабатывает и в любом случае используется очень ограниченно.

Этот принцип часто просто игнорируют: 95% проектов новых актов с «высокой степенью воздействия» не содержат никаких положений об отмене уже действующих требований, но более чем в половине случаев это не мешает получить на них положительное заключение ОРВ и успешно принять.

Нельзя назвать удачными и результаты работы правительственной комиссии по административной реформе в части ликвидации избыточных функций ведомств. С 2003 по 2016 год количество функций государственных органов практически удвоилось, достигнув в 2016-м 10 425.


- Ранее публиковалось в 2017 году




ОРВ дерегулирование

MarinaKarpova

15 апр 2019 в 17:57

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев