Роль идей Зигмунда Фрейда в современной культуре.

Роль идей Зигмунда Фрейда в современной культуре.

Зигмунд Фрейд - известный австрийский психиатр и психоаналитик. От психиатрии он эволюционировал к сложному психоанализу общества и культуры. Родоначальником фрейдизма является Зигмунд Фрейд (1856–1939). Его величайшей заслугой стало открытие метода исследования бессознательной сферы человеческой психики. Этот метод получил название «психоанализ».

О существовании у человека бессознательной сферы психики догадывались задолго до Фрейда. Но именно он сделал бессознательное предметом своего изучения. Он «впервые установил, что неврозы определяются внутренними процессами и имеют определенный смысл, нужно лишь найти ключ к их пониманию». Таким ключом стал психоанализ.

Учение Фрейда оказало существенное влияние на развитие современной культуры - без его идей трудно представить себе художественную литературу, живопись, кинематограф и пр.

Виднейшие представители пост-культуры и авангарда зачастую вполне сознательно обращаются к идее бессознательного Зигмунда Фрейда, стремясь именно ее образы и интенции воплотить в своих работах. Бессознательное, по Фрейду, - это особый уровень психики человека, который отличается от сферы сознания и оказывает на него мощнейшее, но неосознаваемое (скрытое) влияние[1]. Дадаизм, отчасти сюрреализм, экспрессионизм, литература «потока сознания», театр абсурда, поп-арт, динамичный абстрактный экспрессионизм, многие феномены постмодернизма, живопись действия, почти все крупнейшие личности в новейшем изобразительном искусстве (М. Шагал, П. Клее, С. Дали, Ж. Миро, П. Пикассо и др.), писатели (Дж. Джойс, Ф. Кафка, Т. Манн, Г. Маркес и др.) и кинорежиссеры (И. Бергман, Ф. Феллини, М. Антониони, П. Гринуэй и др.) чаще сознательно, а иногда бессознательно трансформировали творчески идеи австрийского психиатра в своем искусстве и нередко ставили на них достаточно серьезный акцент.

Не без влияния фрейдистских идей беллетристика, театр, кино наполняются большим интересом к «копанию» в головах (либо самих авторов). Во многих произведениях основное место занимают различные комплексы и закомплексованные герои.

Сюрреалисты и часть их последователей возводят в закон художественного творчества метод «психического автоматизма», «автоматического письма», т. е. спонтанный акт творчества, который максимально освобожден от какого-либо руководства или контроля со стороны сознания и направлен на фиксацию бессознательно в психике человека. Многие художники применяют данный метод стихийно, не занимаясь излишним теоретизированием. В современной живописи любой жест художника воспринимают как художественно значимый, т. к. его носитель является, согласно Фрейду, транслятором какой-либо бессознательной интенции.

Эротика полагается в качестве неотъемлемой стороны бытия людей. Это стало активно применяться в художественной культуре, в рекламе. Возьмем для примера телерекламу. Что бы ни рекламировалось, часто на экране обязательно показывают полуобнаженное тело, разные эротические символы: расширенные зрачки, ярко накрашенные губы и пр. Эрос выступает частью современной культуры.

Секс полностью раскрепощен и процветает во всех мыслимых и почти немыслимых формах в повседневности (хотя еще имеет все-таки в ряде государств, особенно в России и США существенные ограничения в социуме), и в искусстве, практически во всех жанрах и видах - от «высокого» элитарного искусства до самой низкопробной продукции порноиндустрии.

Мощный рычаг развитию современной массовой культуры дает фрейдистская идея о компенсаторных функциях искусства[2]. Отсюда многочисленные повести, романы, телесериалы, фильмы о супергероях наподобие Джеймса Бонда, с удачливыми ребятами, лихими ковбоями в вестернах и полицейскими в сериалах, которые владеют всеми приемами западных и восточных единоборств, с современнейшими амуницией и вооружением. По Фрейду, при восприятии таких произведений средний обыватель, сопереживающий героям, отождествляет с ними себя, изживает свои многие комплексы, как бы воплощает собственные сокровенные мечты, т. е. компенсирует то вещи, которые не может воплотить в реальной жизнедеятельности, и от всего этого получает удовольствие.

Не меньшее влияние фрейдистские идеи оказали и на область наук об искусстве. Тут взят на вооружение метод психоанализа. Сам Фрейд представил начальную парадигму его использования к сфере литературы и искусства, рассматривая с психоаналитической точки зрения творчество У. Шекспира, Б. Микеланджело, Л. да Винчи. У него появилось много талантливых последователей среди философов, филологов, искусствоведов. Вся обозримая история литературы, искусства, культуры была пересмотрена и переписана с позиции психоанализа либо методов, опирающихся на него, а именно, постфрейдизма. В силу особенностей методологии фрейдизма, авторы данных исследований серьезное внимание стали уделять биографиям (начиная с самого раннего детства, если это представляется возможным) писателей и художников, их сексуальной стороне жизни, психическим расстройствам, прочим заболеваниям и эротическим символам в их работах.

В последнем случае они активно используют «Толкование сновидений» Фрейда[3], где он описал многие эротические символы и инструменты их выявления и объяснения. Их семантика является относительно примитивной: все вытянутые, продолговатые предметы символизируют мужское начало; все округлые, полые предметы и внутреннее пространство - женское начало; те или другие способы и формы их взаимодействия друг с другом - половая близость или стремление к ней. Несмотря на это, данная сугубо телесная символика послужила базой для более рафинированных и изощренных герменевтических подходов в этой же области и была положена в основу многих фундаментальных фрейдистско-постфрейдистских трудов в сфере теории и истории литературы и искусства.

Как отмечает Ф.А. Бассин, первая крупная психоаналитическая работа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» фактически оказалась провозвестником новой эры в культуре 20 в. Она, наряду с прочими работами Фрейда, выступила в качестве настольной книги многих литературоведов, искусствоведов, питала творческую фантазию художников многих направлений авангарда[4].

Смысл конфликта людей с культурой (особенно четко в труде «Неудовлетворенность культурой»[5]) Фрейд усматривает во все возрастающем вытеснении культурой природных (агрессивных, сексуальных) влечений людей, что уменьшает человеческое счастье (трактуемое психоаналитиком как воплощение чувственно-соматических удовольствий); развивает немотивированное чувство вины, страха, социального дискомфорта; приводит, в итоге, к психическим расстройствам. Культура (особенно массовая культура) во многом буквально и вполне осознанно приняла эти концептуальные положения Фрейда на вооружение, т. е. начала активно производить продукцию, дающую возможность ослабить конфликт людей с культурой и природой. В своих многочисленных произведениях и определенных проявлениях (особенно в области литературы и искусства) она дает выход наружу основным вытесненным табуированным влечениям - сексуальному во всех его проявлениях и агрессивному - «выпускает пар» из достигшего предела напряженности бессознательного посредством компенсации и сублимации в феноменах культуры, которые максимально приближены к реализации скрытых влечений людей. К слову сказать в постмодернизме, который возник на стыке постфрейдизма и постструктурализма, одной из существенных форм сублимации бессознательного стало выдвижение на первый план категории «телесности» и актуализации в арт-практиках всевозможных форм ее манифестации.

В воплощении инстинкта страха, описанного Фрейдом, особенно преуспевает современный кинематограф, который производит в большом количестве так называемые триллеры, фильмы ужасов. Их главными сюжетами выступают природные катастрофы (цунами, землетрясения, бермудский треугольник со своими тайнами и пр.); просто катастрофы (пожары, авиакатастрофы, кораблекрушения и пр.); монстры (агрессивные акулы, гигантские гориллы, крокодилы – людоеды, жуткие пауки и пр.); сверхъестественные силы (призраки, дьяволы, духи, телекинез, явления переселения душ и пр. Особо выделяются в этом ряду «трупомания», зомбирование, инопланетяне).

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что идеи Зигмунда Фрейда - один из фундаментов современной культуры. Основное влияние фрейдизма на современную культуру состоит в применении его идей бессознательного, инстинктов секса, страха, агрессивности.







[1] Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. - М.: Ренессанс, 2012. - С. 87.






[2] Антология культурологической мысли / Авт. - сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М.: Издательство РОУ, 2015. - С. 264.






[3] Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. - М.: Эксмо - Пресс, 2015. - 256 с.






[4] Бассин, Ф.А. Фрейдизм в свете современных научных дискуссий / Ф.А. Бассин // Вопросы психологии. - 2014. - № 5 - 6. - С. 41.

[5] Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд. - М.: МедиаКнига, 2014. - 176 с.

психология психоанализ Фрейд массовая культура бессознательное культура искусство

Eugene_Gulyaev

22 дек 2018 в 15:25

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев