Собибор - хороший фильм?
Новый взгляд
Ни для кого не секрет, что с каждым годом по мере приближения праздника 9 мая и появления все новых фильмов на военную тематику, появляются также и новые опасения: «Какой на этот раз получилась картина?» Режиссеры все чаще стремятся показать войну скорее бравурным событием, полным слепого героизма и отваги, обходя стороной не только исторические факты, но и саму трагедию войны. К счастью, в 2018 году на наших экранах появилась дебютная режиссерская работа Константина Хабенского - «Собибор». Картина по своему эмоциональному накалу, на мой взгляд, превзошла множество фильмов последнего десятилетия. Это фильм о войне, о людях, о боли, о навсегда утраченном детстве и о великом подвиге человеческой души.
Сюжет
В основе фильма лежит реальная история, случившаяся в 1943 году в нацистском лагере смерти Собибор на территории Польши. Главный герой фильма — Александр Печёрский (Константин Хабенский), он:
- советский еврей;
- интендант,
- армейский снабженец, дослужившийся до звания лейтенанта.
В октябре 1943 года он попадает в плен и оказывается в концлагере Собибор, куда евреев свозили уже не на работы, а в последний путь — до газовых камер. Ему, Александру, сильному духом и крепкому морально, удастся всего за 3 недели спланировать интернациональное восстание силами заключённых из стран Западной Европы и Польши. Это восстание станет единственным успешным за всё время войны, оно завершится массовым побегом узников из нацистского лагеря смерти.
В чем же его уникальность?
Было бы вполне ожидаемо, если бы фильм был сконцентрирован на авантюрной организации побега и его реализации, но Константин Хабенский идет совершенно другим путем - он акцентирует внимание именно на людях, на личной трагедии целого народа. В фильме не показана бесконечная череда боли и крови, но мы видим, что в Собиборе, как и в других концлагерях, заключенных безо всякой причины пытали и избивали, а расстрелять еврея для нацистов было проще простого. Большая часть фильма посвящена именно таким испытаниям, которым подвергались несчастные люди. Именно поэтому «Собибор» невозможно смотреть спокойно - один ужас громоздящийся на другой заставляет зрителя находится в постоянном напряжении. Кульминацией этой жестокой вакханалии становится сцена «праздника» фашистов, на котором евреев запрягали в телеги и использовали в качестве лошадей, били кнутом, поджигали, расстреливали ради развлечения.
Отдельным этапом в жизни лагеря становится подготовка побега, где в роли жестоких убийц мы видим уже не эсэсовцев, а доведенных до отчаяния евреев. Несмотря на то, что для нас очевиден героизм и триумф их поступка, во всем этом мы видим еще большую трагедию. В фильме подчеркивается, что в операции участвовали в основном мирные люди, никогда не державшие оружия и не знавшие, способны ли они убить вообще. Мы видим своего рода разрушение душ этих людей, насилие, порожденное насилием.
Даже финальная сцена, в которой сбежавшие прорываются через ограду и постепенно исчезают в горизонте, показывает, что хоть им и удалось совершить побег, эти люди навсегда она уносят с собой всю физическую и моральную причиненную им боль.
Не углубляясь в истории каждого из героев, Хабенскому удается показать, что эта трагедия затронула не конкретных личностей, а целый народ, миллионы людей.
Еще больше об истории этой Великой войны вы можете узнать ЗДЕСЬ.
Что такое ДРСМД? И почему его разрыв опасен для всех...
ДРСМД - это Договор о ликвидации ракет средней и меньшей...
Какова связь между пропагандой, идеологией и войной?
Человек живет в обществе, и каждый день ему на пути...
4 июл 2019 в 14:24