Жанна д' Aрк. История. Часть 2
Продолжение моего вчерашнего поста
Жанна Дарк. Биография
Жанна родилась в небольшой деревне Домреми, расположенной на окраине в Франции. Здесь же она провела почти всю свою жизнь – семнадцать лет из девятнадцати.[1]Поэтому именно здесь следует искать ответ на один из главных вопросов: как юной крестьянке пришла в голову невероятная идея – объявить себя посланницей Бога, короновать дофина и снять осаду с Орлеана? И здесь нельзя не рассмотреть один из главных аспектов «феномена Жанны д'Арк» - проблему голосов и видений.
Впервые Жанна услышала «голос» в тринадцатилетнем возрасте. Кроме того, по ее словам, к ней часто являлся архангел Михаил, а также святые Екатерина и Маргарита. Они требовали от нее, чтобы она отправилась «во Францию» и спасла королевство. Я считаю, что здесь проявляется характерное для мировосприятия средневекового человека явление визионерства. Современники Жанны не могли решить, от кого исходят видения: от Дьявола или от Бога, но в те времена почти никто из них не сомневался в их реальности.[2]
В наше время существует несколько точек зрения на природу этих видений: начиная от официальной концепции католической церкви, признающей божественный источник откровений святой Жанны, кончая предположением, что бедную девочку просто дурачили некие люди, переодевшись в святых, они приходили к Жанне и внушали ей план спасения Франции. Большинство же историков сходятся во мнении, что голоса и видения Жанны – типичные галлюцинации, появление которых было спровоцировано повышенной эмоциональной возбудимостью и впечатлительностью девушки. Специалист по истории Средневековья А.Д. Люблинская пишет: «Она была неграмотна и очень благочестива. Ей казалось, что она слышит голоса особо почитаемых ею святых, которые требовали, чтобы она спасла погибавшую Францию, хотя она долго колебалась, не считая себя достойной и способной на такой подвиг. Очевидно, это были галлюцинации, порожденные напряженной обстановкой войны, страданий, непрестанной тревоги и боли за «милую Францию», истерзанную врагами. Она сама непоколебимо верила в божественный характер своей миссии».[3]
Про Жанну Дарк: сумасшедшая?
Однако, здесь стоит заметить, что Жанна не была психически больна. Эту версию подтверждает и мнение французского психиатра Жоржа Дюма, занимавшегося исследованием личности Жанны д'Арк. Он считает, что в ее поведении заметны истероидные черты. «Но если истерия и оказывала свое воздействие, то лишь для того, чтобы позволить ее самым сокровенным чувствам объективизироваться в форме видений и небесных голосов…Она укрепила в ней веру в свою миссию, однако по интеллекту и волевым качествам Жанна является вполне здоровым существом»[4], - пишет знаменитый врач.
Девушка никому не рассказывала о своих «голосах» - ни родителям, ни священнику. Уже во время допросов Жанна призналась, что «голос» два или три раза в неделю твердил, что она должна покинуть семью и отправиться спасать Францию.[5]
Вокулер
Рядом с родной деревней Жанны находилась только одна крупная крепость – Вокулер. Туда-то и отправилась в мае 1428 года шестнадцатилетняя Жанна, следуя указаниям голосов. Она явилась к коменданту крепости Роберу де Бодрикуру и попросила людей и лошадей, сказав, что они нужны ей для выполнения Божьей воли. Бог спасет Францию, но сначала Жанне нужно выполнить два его поручения. Первое – оказать помощь в снятии осады с Орлеана, падение которого стало бы серьезным поражением для французов. Второе – короновать дофина. Дело в том, что родная мать дофина Изабелла Баварская объявила, что ее сын Карл - незаконнорожденный.[6]Это значительно ослабило его права на престол, кроме того, оказало сильное психологическое давление на самого Карла.
Бодрикур не сразу, но удовлетворил просьбу Жанны: дал ей провожатых и снабдил рекомендательным письмом. Это был первый успех девушки. Но что заставило коменданта Вокулера поверить в божественную миссию простой крестьянки? На этот счет существует много гипотез. Во-первых, версия, что Жанна благодаря своему дару провидения узнала о поражении французов под Орлеаном и тем самым убедила коменданта крепости. Во-вторых, существует предположение, что за решением Бодрикура отправить Жанну в Шинон стоит распоряжение самого королевского двора, до которого дошел слух о «небесной провидице». Эту точку зрения разделял известный французский историк Жюль Мишле, а также ряд других авторитетных ученых. Однако, эта гипотеза противоречит показаниям самой Жанны, которая утверждала на одном из допросов, что впервые дофин узнал о ней из ее же письма, отправленного уже после того, как она покинула Вокулер.[7]Современный исследователь биографии Жанны д'Арк - В.И.Райцес считает, что важнейшая причина успеха Жанны в Вокулере - это её возросшая популярность среди народа. На глазах Бодрикура произошел удивительный метаморфоз: «из странной просительницы – то ли сумасшедшей, то ли авантюристки – Жанна превратилась в самую популярную личность, с которой население связывало надежды на спасение Франции».[8]
Продолжение следует...
[1]Таньшина Н.П. Жанна д'Арк. Подлинная история Орлеанской Девы. – М., Аст-Пресс книга, 2015.
[2]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003.
[3]Люблинская А.Д. Жанна д'Арк // Средние века. 1962. Вып. 22. С. 180-192
[4]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003.
[5]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003.
[6]Басовская Н.И. Жанна д'Арк: два года перед бессмертием [текст лекции]//Лекторий “Прямая речь”, 2015.
[7]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003
[8]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003
Самые первые рождественские подарки
На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит...
Арбуз после 400 лет генетической модификации
Вот, как изменился арбуз за 400 лет.
7 мар 2019 в 12:30
7 мар 2019 в 12:32
7 мар 2019 в 12:54
8 мар 2019 в 13:12