Действующие лица: кто такие субъекты экономической деятельности?

Действующие лица: кто такие субъекты экономической деятельности?

Нет высшей власти — короля, папы римского или министра планирования, — которая указывала бы людям, чего они должны хотеть и что производить. Исходя из этого, многие экономисты свободного рынка утверждают, что существует неразрывная связь между свободой выбора отдельных потребителей и их более широкой политической свободой. Известными примерами служит критика социализма Фридрихом фон Хайеком в «Дороге к рабству» и страстная защита системы свободного рынка Милтоном Фридманом в Свободе выбирать. 

Понимая причины привлекательности индивидуалистического подхода к разработке экономической теории, следует признать и его серьезные недостатки. С политической точки зрения, в нем нет четкой взаимосвязи между экономической и политической свободой страны. Многие диктаторские режимы вели политику очень свободного рынка, в то время как многие демократические страны, например, в Скандинавии, имеют низкую экономическую свободу из-за высоких налогов и обилия нормативных актов.

Индивидуалистический подход к экономике стал доминирующим отнюдь не за одни свои интеллектуальные достоинства. Индивидуалистический подход получает намного больше поддержки и одобрения, чем его альтернативы, со стороны тех, кто имеет власть и деньги, а, следовательно, больше влияния.

Герберт Саймон и Джон Гэлбрейт признали индивидуалистический подход устаревшим с конца XIX века. Наиболее важные действия в нашей экономике осуществлялись не индивидуумами, а крупными организациями со сложными внутренними структурами принятия решений: корпорациями, правительствами, профсоюзами и, как это происходит все чаще, международными организациями. Корпоративные решения принимаются иначе, чем индивидуальные. В центре механизма принятия корпоративных решений находятся акционеры. Однако распределение акций среди множества акционеров не дает им реального контроля. Его имеют менеджеры. Такая ситуация известна как разделение прав собственности и контроля. Это создает проблему принципал — агент. Это проблему можно уменьшить, если тесно связать интересы менеджеров с интересами акционеров. Майкл Дженсен и Юджин Фама, лауреат Нобелевской премии в области экономики 2013 года, предложили два основных подхода. Первый заключается в упрощении процедуры поглощения ради того, чтобы менеджеров, не удовлетворяющих акционеров, было легко заменить. Второй подход состоит в выплате большей части зарплат менеджеров в виде акций компаний, на которые они работают (опционов), чтобы заставить их смотреть на вещи с позиций собственника. Идея была кратко сформулирована в виде термина «максимизация стоимости для акционеров», придуманного в 1981 году Джеком Уэлчем, на тот момент СЕО и председателем совета директоров General Electric.

В большинстве современных стран правительство — крупнейший работодатель, на которого в некоторых случаях трудится до 25% национальной рабочей силы. Процесс принятия правительственных решений намного сложнее, чем даже в самых крупных корпорациях с наиболее сложными структурами собственности. При принятии решений даже государства с однопартийной системой правления не могут не принимать во внимание интересы меньшинства. Парламентарии и чиновники лоббируются всевозможными группами, заинтересованными в определенных политических решениях.

экономика экономическая деятельность

Stassuno

14 дек 2018 в 15:28

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев