Государство заглянет в твой кошелек-1

Государство заглянет в твой кошелек-1

Фото: ndefender/Depositphotos.com





Откуда у вас деньги на машину? На учебу сына? В правительстве хотят получить право задавать россиянам такие вопросы, чтобы вывести на свет все теневые доходы и убедить граждан заплатить налоги.

Возможность всеобщего контроля над расходами россиян стала одной из главных новостей лета. Замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина заявила, что в министерстве рассматривают введение системного контроля как доходов, так и расходов граждан для борьбы с теневой экономикой. И хотя потом МЭР опровергло слова служащей, осадок остался.

Во-первых, известно, что в правительстве уже несколько лет обсуждают возможности усилить налоговый контроль. А во-вторых, мониторинг расходов — это реально существующая инициатива: с таким предложением выступили некоторые российские регионы, жалующиеся на нехватку денег в местных бюджетах. Насколько реально введение контроля над расходами всех россиян, возможно ли это технически, чем это грозит гражданам и, главное, поможет ли это борьбе с теневой экономикой? Банки.ру собрал дюжину фактов о контроле над расходами граждан.



Факт 1. Идея появилась не вчера



Три года назад Минфин и ФНС уже заявляли о необходимости ввести контроль над крупными покупками, чтобы выявить «серые» зарплаты. Обсуждение свелось на нет: чиновники так и не поняли, как реализовывать идею на практике.

В прошлом году Федеральная налоговая служба запросила у Минфина право получать у банков информацию о счетах россиян для «совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности». Министерство финансов отказало.

Кроме того, неоднократно обсуждались инициативы по ограничению расчетов наличными между физлицами и юрлицами, а также возможность снизить размер НДС при безналичной оплате. Идеи также остались на стадии обсуждения — не было необходимой инфраструктуры.





Факт 2. Потери бюджета из-за теневой экономики огромны



15 млн россиян работают «в серую», из-за чего бюджет ежегодно теряет 2,3 трлн рублей неуплаченных налогов, заявила весной вице-премьер Татьяна Голикова. Всемирный банк в своем последнем докладе о России называет потери бюджета в 2,3% ВВП, учитывая размер ВВП за 2018 год, это составляет примерно ту же сумму — 2,4 трлн рублей.

Размер теневого сектора достигает 20% ВВП, считает Федеральная служба по финансовому мониторингу, а по данным МВФ, в «тени» находится треть российской экономики. По оценке Бэллы Паниной, потери бюджета в прошлом году составили 4 млрд рублей.

И это официальные цифры. Оценки экспертов более пессимистичны: совокупные потери бюджета и внебюджетных фондов могут достигать 6,5 трлн рублей в год.

«Первый шаг к выявлению теневого дохода – контроль соотношения доходов и расходов», — заявила Панина. Поэтому хотя вопрос и «трепетный», надо его решать, уверена чиновница.



Факт 3. Контроль расходов уже был, есть... и будет?



Впервые контроль над расходами был введен в новой России еще в 1990-е годы. Существовала специальная декларация, с помощью которой россияне были обязаны сообщать о покупке недвижимости, автомобилей, акций и долей в компаниях и даже золота в слитках. Но борьбе с «тенью» это не помогло: налоговики не могли определить источник денег. На вопрос, откуда деньги на покупки, самым распространенным ответом было: «Накопил». Доказать обратное у налоговиков не было возможности, и контроль сошел на нет. Тем не менее вплоть до 2003 года в Налоговом кодексе были статьи, в соответствии с которыми налоговики могли контролировать расходы россиян.

Практика подачи деклараций о расходах в России продолжается и сейчас, правда, не для всех. «Согласно ФЗ № 303 от 3 ноября 2015 года, декларировать свои расходы должны чиновники и депутаты», — говорит ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Есть и другой закон. «В соответствии с ФЗ № 273 «О противодействии коррупции», декларации о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера обязаны предоставлять государственные и муниципальные служащие, руководители органов публичной власти высшего звена, депутаты и так далее, а также их супруги и несовершеннолетние дети, — говорит профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина. — Причем контролируются не просто расходы, а соответствие расходов доходам вышеназванных лиц».

Эффективность этих законов соответствует русской пословице «Закон что дышло, как повернешь, так и вышло» и напоминает «русскую рулетку».



Опыт Китая: расстрелы и роскошь



Самый яркий пример контроля расходов — Китай. В этой стране все госслужащие ежегодно предоставляют информацию о расходах и доходах своих и родственников. Введение этой меры резко снизило уровень коррупции в стране. Почему? «Видимо, в сочетании с другими мерами, например расстрелом, декларирование расходов в Китае дает больший эффект, чем в других странах», — объясняет Олег Богданов. Но есть и другой любопытный эффект. «В Китае есть традиция: если ты помог человеку, то он должен тебя отблагодарить, — говорит руководитель управления регионального развития ИФК «Солид» Алексей Клочко. — Эти подарки, помноженные на большое число населения, составляют существенную часть экономики. В качестве подарков часто приобретались предметы класса люкс. Си Цзиньпин провозгласил борьбу с коррупцией, и после нескольких громких дел люди стали осторожничать и не афишировать подарки или вообще не тратиться на них. В итоге часть реальной видимой экономики пострадала».





Факт 4. Скрывают налоги не только чиновники, но и целые госструктуры



Левые доходы могут быть не только у отдельных чиновников и госслужащих всех мастей, но и у целых государственных организаций. Например, у Федерального агентства по управлению государственным имуществом: в середине июня Счетная палата сообщила, что в Росимуществе не знают, сколько земель находится в их распоряжении, сколько из них сдается и какие доходы это приносит бюджету.

«Счетная палата проанализировала деятельность Росимущества и обнаружила многочисленные нарушения в работе при сдаче в аренду госземель, — говорит Людмила Пронина. — Российский бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 миллиардов рублей в год, сообщили аудиторы Счетной палаты. А ведь ради такой же суммы власти решились провести крайне непопулярное повышение пенсионного возраста».

«Бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 млрд рублей в год. Именно из-за такой же суммы власти решились повысить пенсионный возраст».



Факт 5. Толку от нынешнего закона мало



Что можно позволить себе на зарплату в 46 тыс. рублей в месяц, если у тебя двое детей (дочь-студентка и сын-школьник), а жена не работает? Замглавы управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу Илгиз Гарифуллин позволил себе две квартиры в элитных новостройках, 300-метровый таунхаус, наличные сбережения на сумму 29 млн рублей, 300 тыс. долларов и 300 тыс. евро, арсенал охотничьих ружей, коллекцию часов, свыше десяти автомобилей, включая Porsche Panamera GTS. Гарифуллин утверждает, что не брал взятки, но в Заельцовском райсуде Новосибирска решили иначе и в январе этого года приговорили чиновника к 13 годам колонии строгого режима, штрафу в 100 млн рублей и конфисковали все имущество в пользу государства.

Возможность конфискации имущества появилась у Генпрокуратуры в 2013 году, с тех пор было изъято «нажитого непосильным трудом» на 11 млрд рублей. С каждым годом растет число чиновников, которых увольняют, поймав на несоответствии доходов и расходов. В 2016 году по этой причине лишилось работы около 400 человек, в 2017-м – 1,2 тыс., в 2018-м — 1,3 тыс. человек. Но очевидно, что все это капля в море, ведь декларацию ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих.

Чтобы избежать лишнего внимания, чиновники массово разводятся, «оставляя» женам львиную часть состояния, у кого-то внезапно богатеют мамы-пенсионерки или тещи, в общем, формально закон есть, но работает он, вероятно, избирательно. «Стоит все же отметить, что сейчас ситуация в этой сфере улучшается, так как становится все эффективнее автоматический обмен налоговой информацией, позволяющий получать сведения об операциях и по зарубежным счетам», — считает президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин.

Впрочем, идея регионов немного в другом — наладить контроль над всеми гражданами страны. С миру по нитке, как говорится. Но насколько это возможно технически, есть ли в этом экономический смысл и нельзя ли как-то без этого обойтись?



Опыт Италии: запреты и инновации



«15% граждан занижают доходы в декларации, было подсчитано, что если бы все итальянцы платили налоги честно, государственный долг был бы погашен уже через 18 лет», — говорит президент холдинга Mikro Kapital Винченцо Трани. Как решает страна проблему хитроумности своих граждан? Вначале попробовали прибегнуть к жестким мерам. Например, ввели максимальный лимит на операции с наличными в 900 евро. Реакцией стало резкое падение покупок, в основном со стороны иностранных туристов. Пришлось искать другие пути. «Лучший инструмент для решения проблемы теневой экономики — это, в первую очередь, автоматизация всех процессов контроля и расчетов, что делает все операции прозрачными и упрощает процесс отчетности, — говорит Трани. — С 2017 года была введена система автоматического сбора данных о расходах и доходах граждан. Система сама рассчитывает суммы, потраченные на недвижимость, ипотеку, здравоохранение и другие виды расходов, что помогает гражданам в декларировании доходов и расходов. Учет расходов позволяет сократить налоговую нагрузку с помощью вычетов». В итоге под индивидуальный контроль попадают только те граждане, чьи декларации вызывают сомнение из-за несоответствия цифр по расходам и доходам в различных базах данных.





Факт 6. Все будет возможно уже в ближайшем будущем



«Если говорить о приобретении имущества, права собственности на которое возникает в момент внесения сведений в государственный реестр (недвижимость, транспортное средство), то в таком случае контроль может быть организован уже в настоящий момент посредством информирования налоговых органов о соответствующих расходных операциях налогоплательщика», — говорит ведущий юрист юридической фирмы «Клифф» Евгений Мандрашов.

Действительно, при постановке автомобиля на учет ГИБДД сообщает информацию налоговикам: передает все данные для транспортного налога, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Но этого недостаточно.

«Большая часть операций технически никак не регистрируется: товары так называемых люксовых категорий, предметы роскоши, работы и услуги, оказываемые в отношении уже имеющегося имущества (например, дорогостоящий ремонт или улучшение уже имеющейся недвижимости, строительство бассейна и прочее, — говорит Мандрашов. — Из-за этого организовать сплошной контроль над расходными операциями и декларированием всеми категориями налогоплательщиков представляется маловероятным в ближайшей перспективе».

Но все эти трудности — вопрос времени. Развитие безналичных платежей, совершенствование IT-платформ, онлайн-кассы, обмен информацией между ФНС и ФТС России, включение в систему «маркировки» все большего количества товаров, информация об операциях от российских банков, налоговых органов зарубежных стран и отдельно – от стран – участниц СНГ – все это постепенно сделает контроль все более масштабным.




Источник:https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10901713

Теневая экономика контроль

seregenka79

22 июл 2019 в 22:01

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (2)
lingvist

23 июл 2019 в 16:24

мы в его кошелек заглядываем чаще
skalex80

24 июл 2019 в 19:47

Не государство, а узкий круг банковских лиц, затем крупнейших комерсов и лишь потом государство.