Казнить нельзя помиловать

Казнить нельзя помиловать

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 17 февраля потребовал от России освобождения Алексея Навального. Для этого он воспользовался 39-м правилом регламента. Такой механизм применяется, когда жизни и здоровью осужденного имеется прямая угроза. Российский Конституционный суд признал это требование ангажированным и политическим. Министр юстиции Константин Чуйченко прокомментировал заявление ЕСПЧ следующим образом.

«Полученное сегодня из ЕСПЧ требование об освобождении Навального – явное и грубое вмешательство в деятельность судебной власти суверенного государства. Оно является необоснованным и неправомерным, поскольку не содержит указания ни на один факт».

Право на подачу жалоб в ЕСПЧ российские граждане имеют с 1998 года. Теоретически это значит, что можно отменить судебное решение, опираясь на Конвенцию по правам человека и решение самого гуманного суда в мире. На деле Россия как, это принято, идет своим особенным путем. В 2015 году приняли поправки к Конституции, которые законодательно закрепили право властей не исполнять решение ЕСПЧ. Пользуются ли этой возможностью? Практически нет – все просто игнорируют решения европейского суда.

Должен ли Российский Конституционный суд подчиниться? Вопрос тонкий и очень политический.

Правило 39 – это обязательство сотрудничать с судом, но оно не закреплено в Конвенции по правам человека. К тому же это экстренный механизм, но работающий исключительно на рекомендательной основе. Он предполагает, что после его применения осужденный и его представители подадут полноценную жалобу в европейский суд. Но эти жалобы рассматриваются достаточно долго. А вот если Россия откажется и в этом случае отпустить Навального, могут быть весьма заметные последствия на государственном уровне.

Сейчас Россия создает прецедент, который может негативно сказаться на всем судебном производстве. Если одно государство может не выполнять решения ЕСПЧ, значит и другие могут последовать его примеру. Единственный инструмент, который Европа может использовать против России, сугубо дипломатический – исключение России из Совета Европы.

Но пойдет ли на это Совет Европы?

Скорее всего, нет. Россия вносит очень большие деньги за членство в закрытом клубе Совета Европы. Если вы думаете, что у европейцев нет бюрократии, то вы ошибаетесь. Она есть и имеет более глубокие традиции. Бюрократия Совета Европы заинтересована в том, чтобы сохранять там участие России. Отличный пример – эпопея с возвращением российской делегации в ПАСЕ в 2019 году. Тогда наши отказались подтверждать свои полномочия и платить членские взносы.

ЕСПЧ Навальный право Россия Европа

AKA

18 фев 2021 в 12:27

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев