МЛМ Наука причалила к МКС: перспективы и проблемы пилотируемой космонавтики.
МЛМ Наука причалил к МКС. Подробное и доступное описание функционала МЛМ Наука представлено здесь: https://sdelanounas.ru/blogs/142424/
Если коротко, МЛМ Наука позволяет решать научные и прикладные задачи. На данный момент развития космонавтики важен именно прикладной момент, т.к. речь идёт о практической значимости. А именно, как минимум, на МЛМ Наука будут проводить очистку кристаллов, которые будут использоваться для производства микроэлектроники на Земле. Это очень важный момент в истории пилотируемой космонавтики, т.к. раньше пилотируемая космонавтика решала только научные задачи, а не прикладные задачи как часть реального сектора экономики. Будем надеяться, что процесс интеграции пилотируемой космонавтики в реальный сектор экономики продолжится.
Т.е. в целом новость хорошая, но факт в том, что МЛМ Наука причалил к МКС не без проблем. Т.е. был факт некорректной работы двигателей. Формально Роскосмос заявил, что речь идёт о сбое в ПО. Однако, если говорить серьёзно, речь идёт о проблемах организации процесса отладки всей системы в целом: от датчиков до исполнительных механизмов. Т.е. "сбой в ПО" это частный случай общей проблемы. Причины могут быть разные, но все они в любом случае упираются организационные:
- дать время, ресурсы специалистам для отладки системы;
- создать все условия для отладки системы в целом.
Что это значит для будущего отечественной космонавтики?
Инцидент с двигателями ставит вопрос перед Роскосмосом:
- качественно отладить посадку многоразовой РН Амур-СПГ;
- качественно отладить посадку лунного модуля.
Факт в том, что организация процесса всего жизненного цикла должна обеспечить требуемую надёжность и безопасность изделий Роскосмоса. Исторически, космонавтика СССР создавала одноразовые ракеты, одноразовые космические корабли. Т.е. в этой отрасли нет опыта отношения к изделиям, как в гражданской авиации, когда вопрос надёжности и безопасности критически важен при эксплуатации самолёта в течении десятилетий. Без изменения этого отношения, без внедрения стандартов, без методов обеспечения надёжности и безопасности на этапе ТЗ и проекта, может так получится, что бюджет страны не потянет глюки ПО при посадке РН Амур-СПГ и прилунении автоматических лунных модулей.
В перспективе Роскосмос хочет сделать ядерный буксир Зевс с ядерным реактором 1 МВт, который полетит вокруг Луны, а потом до Венеры. Надёжность и качество функционирования ПО и системы в целом должны свести у минимуму "сбой ПО", т.к. иначе Зевс рискует бахнутся о Луну или Венеру. Бюджет страны не потянет выявление и исправление глюков ПО в процессе эксплуатации изделий.
В США при проектировании ПО для приборов самолёта есть практика верификации софта по стандарту DO-178B. По существу, этот стандарт определяет в т.ч. правила организации разработки ПО. Т.е. надёжность и безопасность ПО закладывается на этапе организации процесса разоаботки ПО. Организация процесса предполагает в т.ч. верификацию ТЗ до тех пор, пока оно не будет предельно чётким, ясным, полным. Аналогично происходит с ПО: в процессе верификации оно будет дорабатываться столько, сколько надо, пока не достигнет заданного уровня надёжности и безопасности. Разумеется в США тоже бывают с этим проблемы: проблемы в ПО Боинг-737MAX были именно из-за нарушения регламента по которым FAA принимало составляющие самолёта, поэтому ошибки в ПО были не выявлены до этапа эксплуатации.
Наилучшие пожелания от Дмитрия Рогозина — НАСА
Джим Брайденстайн покидает пост главы НАСА, как и другие члены...
Этна: «дружелюбный вулкан»
В Италии продолжает извергаться Этна. Она с середины февраля засыпает...
31 июл 2021 в 10:08
2 авг 2021 в 13:06
2 авг 2021 в 13:57
3 авг 2021 в 15:38
6 авг 2021 в 2:52
6 авг 2021 в 18:24
9 авг 2021 в 12:51