МЛМ Наука причалила к МКС: перспективы и проблемы пилотируемой космонавтики.

МЛМ Наука причалила к МКС: перспективы и проблемы пилотируемой космонавтики.

МЛМ Наука причалил к МКС. Подробное и доступное описание функционала МЛМ Наука представлено здесь: https://sdelanounas.ru/blogs/142424/

Если коротко, МЛМ Наука позволяет решать научные и прикладные задачи. На данный момент развития космонавтики важен именно прикладной момент, т.к. речь идёт о практической значимости. А именно, как минимум, на МЛМ Наука будут проводить очистку кристаллов, которые будут использоваться для производства микроэлектроники на Земле. Это очень важный момент в истории пилотируемой космонавтики, т.к. раньше пилотируемая космонавтика решала только научные задачи, а не прикладные задачи как часть реального сектора экономики. Будем надеяться, что процесс интеграции пилотируемой космонавтики в реальный сектор экономики продолжится.

Т.е. в целом новость хорошая, но факт в том, что МЛМ Наука причалил к МКС не без проблем. Т.е. был факт некорректной работы двигателей. Формально Роскосмос заявил, что речь идёт о сбое в ПО. Однако, если говорить серьёзно, речь идёт о проблемах организации процесса отладки всей системы в целом: от датчиков до исполнительных механизмов. Т.е. "сбой в ПО" это частный случай общей проблемы. Причины могут быть разные, но все они в любом случае упираются организационные:

  • дать время, ресурсы специалистам для отладки системы;
  • создать все условия для отладки системы в целом.

Что это значит для будущего отечественной космонавтики?

Инцидент с двигателями ставит вопрос перед Роскосмосом:

  • качественно отладить посадку многоразовой РН Амур-СПГ;
  • качественно отладить посадку лунного модуля.

Факт в том, что организация процесса всего жизненного цикла должна обеспечить требуемую надёжность и безопасность изделий Роскосмоса. Исторически, космонавтика СССР создавала одноразовые ракеты, одноразовые космические корабли. Т.е. в этой отрасли нет опыта отношения к изделиям, как в гражданской авиации, когда вопрос надёжности и безопасности критически важен при эксплуатации самолёта в течении десятилетий. Без изменения этого отношения, без внедрения стандартов, без методов обеспечения надёжности и безопасности на этапе ТЗ и проекта, может так получится, что бюджет страны не потянет глюки ПО при посадке РН Амур-СПГ и прилунении автоматических лунных модулей.

В перспективе Роскосмос хочет сделать ядерный буксир Зевс с ядерным реактором 1 МВт, который полетит вокруг Луны, а потом до Венеры. Надёжность и качество функционирования ПО и системы в целом должны свести у минимуму "сбой ПО", т.к. иначе Зевс рискует бахнутся о Луну или Венеру. Бюджет страны не потянет выявление и исправление глюков ПО в процессе эксплуатации изделий.

В США при проектировании ПО для приборов самолёта есть практика верификации софта по стандарту DO-178B. По существу, этот стандарт определяет в т.ч. правила организации разработки ПО. Т.е. надёжность и безопасность ПО закладывается на этапе организации процесса разоаботки ПО. Организация процесса предполагает в т.ч. верификацию ТЗ до тех пор, пока оно не будет предельно чётким, ясным, полным. Аналогично происходит с ПО: в процессе верификации оно будет дорабатываться столько, сколько надо, пока не достигнет заданного уровня надёжности и безопасности. Разумеется в США тоже бывают с этим проблемы: проблемы в ПО Боинг-737MAX были именно из-за нарушения регламента по которым FAA принимало составляющие самолёта, поэтому ошибки в ПО были не выявлены до этапа эксплуатации.

Роскосмос Россия программирование

bessonov_yan

30 июл 2021 в 18:53

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (7)
Valerii

31 июл 2021 в 10:08

Будущее за космосом.
gender

2 авг 2021 в 13:06

Достаточно профессиональный анализ и объективный прогноз. Если не считать "клюков" - это были глюки
bessonov_yan

2 авг 2021 в 13:57

Спасибо. Исправил.
bessonov_yan

3 авг 2021 в 15:38

Дмитрий Олегович обещает сделать выводы по всем выявленным проблемам. В переди РОСС:https://m.facebook.com/comment/replies/?ctoken=303617944850009_305941481284322&ft_ent_identifier=303617944850009&gfid=AQBQRagOa_b80PlewaY&notif_t=feed_comment_reply&notif_id=1627985438417194&ref=m_notif
sezdok

6 авг 2021 в 2:52

Ест чем гордиться
bessonov_yan

6 авг 2021 в 18:24

Гордость - это хорошо для пропаганды и PR. Важно то, что от МЛМ Наука можно будет получать практическую пользу.Кроме того, по утверждению Д.О. Рогозина у молодых появился опыт создания крупных модулей - это даёт основу для создания будущей отечественной посещаемой станции - РОСС.
bessonov_yan

9 авг 2021 в 12:51

Дополнительная инфа по МЛМ Наука. Ссылку отрепостил на своей стоанмце в фейсбук Д.О. Рогозин:https://tass.ru/kosmos/12075311?fbclid=IwAR2dbTVV21eIFm9cXLX8l3x9sey5rQxS16zK2lJL-Af4NzSb9lxSfQro5K0