МОЖНО ЛИ ФОРСИРОВАТЬ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ ПРИ ПОМОЩИ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ?

МОЖНО ЛИ ФОРСИРОВАТЬ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ ПРИ ПОМОЩИ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ?

Один из основных рычагов, которыми переворачивают экономику – это налоги. Мы в Институте экономики роста имени Столыпина не оставляем попыток ее изменить. Пусть нам и говорят, что время не то. Порой нужно смотреть за горизонт дальше завтрашнего дня.

Давайте попробуем представить, какой может быть налоговая система в той экономике, которая сильно отличается от нынешней российской. Главными рычагами перемен нам видятся прогрессивный налог на прибыль, а также снижение НДС и страховых взносов для всех игроков без исключений – а не только для отдельных категорий бизнеса.

Как стимулировать инвестиции в расширение производства? Вопрос, над которым бьются годами.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) по налогу на прибыль, который появился в законодательстве в 2018 году, не стал заметным стимулирующим инструментом. Слишком много условий и ограничений. Поэтому мы предлагаем два альтернативных механизма.

Первый – расширить действие инвестиционного вычета. Распространить его не только на налог на прибыль, но и на налог на имущество организации, НДС, акцизы. На затраты на инфраструктуру (коммуникации), то есть имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. Чтобы устранить «региональный разнобой» - установить обязательное введение вычета в размере как минимум 25% инвестиций во всех субъектах РФ без ограничений по типам инвестиций. Предусмотреть обязательность переноса вычета на следующие периоды.

Второй механизм с ИНВ уже не связан. В его рамках можно было бы сделать ставки налога на прибыль разными. Для той прибыли, которая направляется на инвестиции – меньше. Для той, что идет на распределение - больше. С супердоходов (в основном у сырьевых компаний, металлургов, банковского сектора и торговли (прежде всего, люксовыми товарами) – больше. С обрабатывающей промышленности - меньше.

Можно ввести ускоренную амортизацию (с повышающим коэффициентом 2,0) на сумму 150% от стоимости высокотехнологичного оборудования (или любого оборудования российского производства).

Для новых производств установить каникулы по налогу на имущество и земельному налогу на 5 лет.

И почему бы не учитывать предыдущие заслуги инвесторов перед бюджетом? Если, к примеру, холдинг за 3-5 лет заплатил немало налогов от своей деятельности, разве государство не может обеспечить его бюджетным кредитом на инвестиционный проект в пределах уплаченной суммы? Или, как минимум, предоставить госгарантию для получения коммерческого кредита под льготную ставку.


Нам кажется, что отсутствие НДС в цепочке поставок, в которую включен малый бизнес на упрощенных режимах налогообложения – это фактор дисбаланса экономики. Иначе говоря, отсутствие «входящего» НДС при покупке у малого бизнеса – проблема, которая сегодня решается только обходными маневрами или уходом в тень.


Как эту проблему решить?

Распространить действие НДС на всех участников оборота, кроме ИП и самозанятых. УСН для организаций, соответственно, отменить, но сохранить за бывшими пользователями УСН право отказываться от статуса плательщика НДС.

Взамен снизить ставку НДС для всех до 15% и установить дифференцированные ставки налога на прибыль (более крупные компании уплачивают его по более высокой ставке).

Да, а еще - установить отказ от возврата НДС при экспорте. Это будет стимулировать продажи на внутреннем рынке и повышение степени передела сырья.


Как стимулировать выход бизнеса из тени?

В 2020 году в качестве меры поддержки государство снизило для МСП страховые взносы на зарплаты выше МРОТ. Результаты уже видны – рост «белой» занятости, рост фонда оплаты труда.

Для дальнейшего обеления стоило бы снизить взносы до 15% для всех работодателей. Одновременно с этим, чтобы пополнить внебюджетные фонды, можно было бы ввести солидарный налог на агрегаторы услуг, горизонтальные платформы в интернете, где сосредоточены самозанятые.


Как обеспечить социальное равенство?

«Плоский» НДФЛ в 13% - это неплохо, хотя в последнее время, с повышением ставки для доходов выше 5 млн рублей в год, он не такой уж плоский. Но в этом виде он совершенно не стимулирует повышение благосостояния семей, а не отдельных, существующих сами по себе работников.

По примеру развитых западных стран можно было бы ввести прогрессивный НДФЛ – часть дохода, превышающую определенные пороговые значения, облагать по более высокой ставке. Одновременно с этим установить не индивидуальное, а семейное декларирование - с большими налоговыми вычетами на детей, здоровье, образование и так далее. Тем более что ФНС активно двигается к тому, чтобы предоставлять вычеты в автоматизированном режиме, когда граждане не доказывают свое право на вычет, а, наоборот, соглашаются его получить.


Как повысить самостоятельность регионов и муниципалитетов?

Можно перераспределить в пользу регионов те 3 процентных пункта налога на прибыль, что сейчас идут в федеральный бюджет. Уплату табачного акциза вести по потреблению продукции, а не ее производству. Кроме того, предоставить право субъектам РФ в дополнение к акцизам – вводить налог с продаж на алкогольную и табачную продукцию.

Наконец, чтобы мотивировать муниципалитеты к развитию бизнеса на своих территориях, можно оставлять в местных бюджетах весь прирост налоговых поступлений от субъектов микро- и малого бизнеса по отношению к плану сбора таких налогов.

А уж если рассуждать глобально, то стоило бы ввести новое бюджетное правило. Если бюджет собирает больше налогов, 50% такого прироста должны возвращаться в экономику за счет снижения ставок или предоставления дополнительных целевых льгот.

Все, что мы предлагаем, сдвигает фокус системы с железобетонной стабильности на развитие, самостоятельность, гибкость. Но, в конце концов, вялая политика экономического сдерживания, основанная на чисто российской смеси либерального монетаризма и государственного экономического детерминизма, больше не имеет шансов.


По-настоящему устойчивое будущее - за конкурентной экономикой, свободой частной инициативы, ростом внутреннего производства. И в интересах будущего надо начинать разговор о нем прямо сейчас.

экономика Налоги реформа бизнес социальное равенство инвестиции институт Столыпина

A_Chto_Titov

14 янв 2021 в 20:02

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев