Нетарифное регулирование внешней торговли

Что это?

Под нетарифными методами регулирования внешней торговли понимается такой комплекс мер государственного регулирования внешней торговли товарами, который осуществляется путем введения количественных, а также иных запретов и ограничений. Одной из главных задач ЕАЭС - установление мер нетарифного регулирования в торговле государств - членов ЕАЭС с третьими странами.

В наше время нетарифное регулирование имеет следующие цели: защита национальной экономики; соблюдение международной безопасности; выполнение международных обязательств; поддержка стабильности международной системы.

В 2012 году Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана классификация нетарифных мер регулирования внешней торговли. Международная классификация имеет древовидную структуру, в рамках которой меры сгруппированы по разделам в зависимости от их сферы действия и/или характера.

Меры в отношении импорта делятся на технические, нетехнические и меры в отношении экспорта. Всего в классификации выделено 16 групп НТБ (нетарифные барьеры). В данные группы включены практически все возможные методы нетарифного регулирования, включая финансовые и влияющие на конкуренцию меры, инвестиционные меры, имеющие отношение к торговле, ограничения, связанные со сбытом, государственными закупками, защита прав интеллектуальной собственности и т.д.

Меры контроля так же можно поделить на косвенные и прямые. К прямым относятся такое количественные инструменты, как квотирование, лицензирование, и меры контроля цен. К косвенным мерам относится технический барьер, которые используются в целях защиты здоровья потребителей.

Основные проблемы в данной области

Несмотря на то, что подобный вид регулирования является правомерным, НТБ могут оказывать негативное влияние на внешнеторговый потом, затруднять выход на рынок новых товаров, а также снижают вероятность появления новых торговых партнёров. Все эти факторы влияют на спад конкуренции и рост издержек, так как происходит ограничение потока товара на рынке.

Нетарифные меры охватывают от 18 до 30% мировой торговли, при этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции и 44% продукции сельского хозяйства.

Нужно отметить, что на долю сельскохозяйственных продуктов приходится только 8% мировой торговли, но при в развитых странах оно находится под жесткой защитой многоплановых мер государственной поддержки производства и внешней торговли. Сельское хозяйство поддерживается с помощью государственных дотаций, а высокие таможенные барьеры и нетарифные ограничения защищают страны от дешевого импорта.

По оценкам международных организаций НТМ влияют от 18% до 30% на объемы международной торговли. По данным ВТО на конец 2017 года наибольшая доля от общего количества принятых нетарифных мер приходится на санитарные и фитосанитарные меры ( составила 28,4% от всех принятых НТМ). Другие актуальные НТМ стали технические барьеры в торговле (ТБТ) (19,5%) и антидемпинговые меры (14,1%). Активнее всего нетарифные меры применяют применяются развивающиеся страны (более 50% от всех НТМ введенных в 2017 году).

Что об этом пишут в научных статьях

В статье Зеленюк А., Орлова Г., Савинов Ю., Тарановская Е. «Государственная поддержка экспортеров» была описана проблема поддержки экспортной̆ деятельности, направленная на усиления конкуренции и применение различных методов нетарифноӗ поддержки национальных производителей̆.

Основными сферами применения нетарифных методов является рынок металлургии. Государственная поддержка национальной промышленности заключается в укреплении позиции национальных компаний, путем применения НТБ, таким образом, ограждая их от экспансии зарубежных конкурентов (введение импортных пошлин, запрета на ввоз аналогичной продукции из ряда стран).

Для поддержки экспортеров на данном рынке, в 2018 году США ввели высокие тарифы на импорт стали (25%) и пошлины на ввоз алюминия (10%). В 2009 году в России, для достижения таких же целей, был введен запретили ввоз китайского вагонного литья.

Подобные оградительные меры стали все чаще использоваться на международном рынке. В мае 2015 года США вышли из соглашения с Россией̆ о неприменении антидемпинговых пошлин, а в декабре министерство торговли США ввело пошлины в от- ношении импорта холоднокатаной полосовой стали из России.

В марте 2015 года Иран увеличил импортные пошлины на зарубежную сталелитейную продукцию на 10–20%. Мексика, один из основных импортеров стали в Латинской Америке, ввела заградительную пошлину в размере 15% в конце сентября 2015 года. Турция повысила импортные пошлины с 12 до 30-40% на стальные прутки. Ввел пошлину в размере 21% на горячекатаные рулоны и толстый лист и Таиланд.

экономика тарифы регулирование интересное

Hedwig

5 апр 2019 в 16:26

Похожие материалы
Комментарии (1)
Chifffa

6 апр 2019 в 14:55

Картинка зашла :D