Новый законопроект о госконтроле: свобода, да не та
Минэкомразвития подготовило проекты двух важнейших законов - «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» и «Об обязательных требованиях». Хороши ли они для административной реформы? Мне кажется, что пока не очень.
В них есть несколько опасных для бизнеса моментов. Ведь зачем, собственно говоря, затевалась та самая «регуляторная гильотина»? Для того, чтобы установить справедливые и понятные все правила игры между государством и предпринимателями. Но справедливой и понятной игры не бывает, когда одной из сторон можно кое-что, а другой – всё.
А в законопроекте Минэка контролерам даются такие права, каких до сих пор и не было. Точнее, их функции и полномочия не ограничиваются. Написано, что если закон определенные отношения не регулирует, чиновники должны действовать «исходя из принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных главой 2». В общем, пишите опять, контролеры, собственные правила, творите что хотите.
В законопроекте появилось примечательное словосочетание. Контрольно-надзорные органы, помимо всего прочего, наделяются правом блюсти «и иные охраняемые законом ценности». Однако нигде такой набор ценностей не определяется, о чем речь – не ясно. Снова свобода творчества.
Инспектор после проверки может выдать либо предписание об устранении, либо рекомендации по соблюдению обязательных требований. В каком случае что он должен выбрать – не конкретизируется.
В каких случаях проверка может быть признана недействительной? Нынешний закон №294-ФЗ содержит список оснований. А в новом законопроекте из него исчезли «требование документов, не относящихся к предмету проверки», «проведение проверки без распоряжения руководителя органа контроля». Говорим о снижении административного бремени – а по факту повышаем.
В ключевые показатели видов контроля не будут включать количество проверок, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. А «плановые нормы» по собранным штрафам устанавливать не запрещено. А ведь там, где план по штрафам, и все остальные планы быстренько подтянутся.
Очень важный, как я считаю, принцип - дела об административных правонарушениях нельзя возбуждать без проверки, согласованной с прокуратурой – в законопроекте не учтен.
Говорится, что убытки бизнеса от неправомерных действий контрольно-надзорного органа должны возмещаться. Но как возмещаться – тоже непонятно, механизм не прописан.
Если посмотрим на проект закона «Об обязательных требованиях», то заметим, что из перечня таких требований исчезли СанПины, ГОСТы, международные стандарты и т.д. Соответственно, новые принципы регулирования распространять на них не планируется. Так же, как и на НПА, принимаемые в развитие международных договоров, например, в рамках ЕвразЭС. А в них-то обычно и все проблемы.
Если между реестром обязательных требований и НПА обнаружились расхождения – предлагается отдавать преимущество НПА. То есть реестр фактически низводится до уровня справочной системы.
По-прежнему за одни и те же нарушение можно будет накладывать как уголовную, так и административную ответственность (например, либо ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», либо 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов»). Критерий выбора указан - «массовость несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований» - только неясно, опять же, в какую сторону при такой массовости надо склоняться, то ли в УК, то ли в КоАП.
В общем, пока что, на мой взгляд, до честной игры далеко. И что важно, мнение предпринимателей во всем этом не учитывается. Я предложил прямо в законе прописать норму о создании при Правительстве Общественного делового совета, и в обязательном порядке принимать во внимание его позицию при работе над регуляторной гильотиной.
То повышают, то понижают...
Благая весть пришла, откуда не ждали. Представитель фракции ЛДПР внес...
Законопроект об «ипотечных каникулах» принят во втором чтении
Напомним, законопроект об «ипотечных каникулах» был внесен Председателем Государственной Думы...
20 авг 2019 в 22:20