Развитие цифровой экономики в России
Цифровая экономика – само по себе странное словосочетание, пахнет новизной, отдает неизвестностью. Цифровая экономика в России – вообще звучит как ересь. Согласитесь, что нам, россиянам, очень сложно представить, что бюджет нашей страны может формироваться не только нефтегазом и ВПК. Согласитесь, что попытки правительства внедрить технологии в какую-либо сферу общественной жизни, будь то здравоохранение или образование, всегда заканчивались чем-то вроде планшетов от Роснано и невозможностью попасть в поликлинику из-за электронных очередей. Ну не верится. Точка.
Тем не менее, специалисты из Глобального института McKinsey прогнозируют, что к 2025 году цифровизация экономики может увеличить ВВП России на 4,1-8,9 трлн. рублей, то есть на 19-34%. Почти 9 триллионов – цифра фантастическая, не так ли?
А если сказать, что, по оценке того же института, ВВП США за счет цифровой экономики к 2025 году может вырасти на 2,2 трлн. долларов (то есть рост США может опередить российский примерно на…136 триллионов рублей, в пересчете на наш не самый низкий курс)? Тогда наши фантастические возможности кажутся какими-то ничтожными. Или все же нет? Так какую роль играет Россия в общемировом процессе цифровизации? Каков уровень развития цифровой экономики на сегодняшний день и с какими перспективами она смотрит в завтрашний?
Попробуем ответить на эти вопросы вместе, и начнем, пожалуй, с основ, то есть – с определения.
Что такое цифровая экономика
Согласно «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы», цифровая экономика - это «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Если говорить проще, цифровая экономика - это доставка еды на дом, заказ такси через приложение, перевод денег с карты на карту, покупка одежды на сайте, просмотр фильма в онлайн-кинотеатре, просмотр страницы сайта с рекламой - в общем - практически любая активность в интернете.
Цифровизация возможна буквально во всех сферах экономической деятельности, ведь современные онлайн-технологии развиваются с невиданной ранее скоростью. Интернет все глубже проникает в основы нашей жизнедеятельности, меняет поведение, делает человечество все более зависимым от интернет-коммуникаций. Мы постепенно становимся (если уже не стали) постоянными субъектами цифровой экономики.
Отрасли цифровой экономики
Влияние цифровизации на экономику в полной мере нам еще предстоит оценить. Однако уже сейчас можно обозначить сферы, в которых применение новых цифровых технологий наиболее перспективно.
Аналитики из The Boston Consulting Group выделили три группы таких отраслей по степени влияния цифровых технологий:
- Медиа-сфера. Появление новых технологий в этой отрасли полностью перевернуло «игру». Традиционные СМИ уступают место онлайн-изданиям. YouTube, Netflix, Ivi и прочие сервисы вытесняют телеканалы. Эта сфера уже кардинально изменилась и продолжит развиваться в направлении цифровизации.
- Розница, страхование и банковское обслуживание. Цифровизация значительно затронула эти отрасли, но кардинальные изменения еще впереди.
- Следующие сферы являются перспективными для цифровизации. Изменения в них только ожидаются:
- Потребительские товары
- Автомобильная промышленность
- Транспорт и логистические услуги
- Здравоохранение и образование
- Электроэнергетика, металлургия, машиностроение, нефтегаз
Проекты цифровой экономики в России
Российские частные и даже государственные компании осознали необходимость внедрения цифровых технологий. Поэтому уже сегодня планируются и реализуются множество проектов по цифровизации в различных отраслях.
Так, в 2018 году Сбербанк запустил блокчейн-лабораторию для исследования новых технологий в области блокчейна и развития инновационных решений на их базе, а также планирует интеграцию технологии распределенного реестра в свою электронную систему.
Разработкой криптотехнологий и внедрением блокчейна занимаются и другие банки: Тинькофф, Бинбанк, Qiwi .
В свою очередь, IT компания Яндекс является лидером в распространении интернета вещей. Она успешно реализовала такие проекты, как Яндекс.Такси, Яндекс.Метро, Транспорт, голосовой помощник «Алиса», Яндекс.Музыка, Яндекс.Браузер и многое-многое другое. Яндекс собирает биг даты – огромное количество данных о каждом пользователе. Таким образом компания повышает комфортность нашего пребывания в интернете и, конечно же, увеличивает эффективность таргетированной рекламы. Яндекс не останавливается на достигнутом и проводит разработку новых технологий. Взять, например, прогноз погоды. Технология Яндекса «Метеум» может строить прогнозы с точностью до отдельных домов! Звучит как фантастика, но это реальность!
Возможна реализация новых цифровых технологий и в секторе электроэнергетики. Так, Qiwi заявила о своих планах на постройку децентрализованной системы распределения электроэнергии на основе блокчейна.
Ну а теперь, когда мы описали некоторые прорывные проекты российских компаний, перейдем к усредненной пессимистичной реальности.
Уровень развития цифровой экономики в России
А реальность гораздо более жестока, чем положение дел у того же Яндекса. По оценкам экспертов BGG, доля цифровой экономики в ВВП России в 3-4 раза меньше, чем у лидеров цифровизации (США, Японии, Великобритании, Китая).
Более того, отставание России по уровню цифровизации от тех же лидеров рейтинга составляет около 5-8 лет. Много это или мало? Сложно сказать.
С одной стороны, за 5 лет можно осуществить рывок, вплотную приблизиться к лидерам и, как было сказано в самом начале, увеличить свой ВВП на 30%. С другой – отсутствие стимулирования цифровой экономики за тот же период может легко увеличить отрыв с 5-8 лет до 15-20. Тут уже как-то не слишком шикарно…
Перспективы развития
Так что же делать? Ответ, на мой непрофессиональный взгляд, прост – финансировать. Ну а что? Компаний, как Яндекс, с выручкой в 500млн. долларов за квартал мало, инвестиций – мало, остается государство с его возможностью адресного финансирования отрасли.
Вы можете подумать, что бюджет страны и так забит под завязку, денег даже на пенсии не хватает, а тут какая-то цифровая экономика. «Денег нет», как говорится. А может быть, они есть, просто их нужно правильно направлять? Направлять не на блокировку мессенджеров, не на борьбу с фейками и оскорблениями власти в интернете, не на построение «суверенного рунета», не на скандальные «пакеты», а на планомерное развитие сферы IT-технологий и цифровизации?
Работы правительства в отношении этой отрасли, конечно, ведутся. Даже программа развития до 2035 года создана. Но будет ли она в действительности реализована? При сохранении существующей риторики – вопрос риторический (своеобразный wordplay получился).
В общем, перспективы есть, возможности есть, даже результаты уже есть, остается только выбрать: развитие или стагнация. Поживем - увидим...
Какого цвета то самое платье?
В марте 2015 года интернет погряз в бесконечных спорах по...
Где хранится информация, загруженная в интернет?
Загруженная информация размещается на специальных компьютерах-серверах, которые могут вмещать в...
4 мар 2019 в 12:47
4 мар 2019 в 12:56