Супрематизм в живописи

Второе десятилетие ХХ века явило миру сразу несколько художественных движений, тяготевших к абстракции.

Супрематизм Малевича

Одно из таких движений, прямое продолжение кубизма, зародилось в России. У истоков его стоял художник и философ Казимир Малевич (1879–1935). Малевич решительно устранил любые значимые предметы со своих полотен и, как он сам заявил, «обрел убежище в форме квадрата».

Геометрический стиль, созданный Малевичем, выдвинул его на передо- вые позиции авангардного искусства начала ХХ века. Назвав собствен- ный стиль супрематизмом, Малевич объявил, что стремится «освобо- дить искусство от тягостной необходимости изображать мир».

В декабре 1915 года впервые продемонстрировал свои супрематистские работы на «Последней футуристической выставке картин “О,10”». Всего трид- цать семь абстрактных полотен, среди которых была и картина 1913 года «Черный квадрат на белом фоне», написанная на основе эскизов к футуристической опере «Победа над солнцем». Картина, представлявшая собой изображение черного квадрата, висела над входом на выставку и напоминала традиционную русскую икону. Остальные работы Малевича тоже состояли из прямоугольников, кругов, треугольников и крестов, выполненных простыми цветами, без малейших намеков на полутона. В дополнение Малевич выпустил брошюру под названием «От кубизма и футуризма к супрематизму», в которой описывал развитие авангардного искусства с самого начала столетия.

Стиль супрематизм

Еще в 1912 году Малевич, будучи членом немецкой группы «Синий всадник» и русского объединения «Ослиный хвост», показывал свои работы, написанные под влиянием кубизма и футуризма. Сводя все изобразительные элементы к композиции простых геометрических форм, набору базовых цветов или монохромности, он был убежден, что достиг пика художественного самовыражения и освободил живопись от любых политических и социальных смыслов и связей. Супрематисты отказались не только от изображения того, что видят вокруг, но и от любого символического или повествовательного компонента, упростив все до основных форм, — и в итоге пришли к новой, как они полагали, творческой действительности.

Помимо кубизма и футуризма, Малевич испытал и влияние примитивного искусства, но в его работах нет ни малейшего намека на окружающий мир. Кроме того, он интересовался математикой, философией и теориями «четвертого измерения». Формы, линии и цвета словно плывут по поверхности полотен, не связанные ни с од- ним из узнаваемых аспектов жизни. Малевич свергал устои и нормы в душе шоки- рованного им зрителя, считая, что «чистый язык» живописи воплощает внутреннее психическое состояние художника, и не следует искать в картине понятных и знакомых образов.

Малевич описывал супрематизм как «превосходство чистого чувства или восприятия в изобра- зительном искусстве». Не случайно революционное художественное движение возникло накануне русской революции 1917 года. Малевич и его последователи поддержали революцию, идеали- стически полагая, что помогут созданию нового общества, где на смену жажде наживы придет духовная свобода. Стирая все материальные параллели с физиче- ским миром, супрематизм стремил- ся к чистоте общества, не имевшей отношения к этическим ценностям и принципам. Малевич не был религиозен, но считал свой подход в искусстве по-настоящему духовным.

В 1916-м Малевич опубликовал расширенную версию брошюры 1915 года: «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый реализм в живописи».
В этой книге, по сути супрематическом манифесте, Малевич утверждал, что Черный Квадрат являет «нулевую форму», которая подводит итог прежним правилам и знаменует рождение нового изобразительного языка. Он пояснял, что супрематизм проходит три стадии развития: первая — черная, вторая — цветная и третья — белая. Демонстрируя заключительную стадию стиля, в 1918 году он создает серию полотен «Белое-на-белом», полностью отказавшись от цвета, но изображая тем не менее заметные геометрические фигуры. Идеи супрематизма имеют в целом универсальный смысл, но в некоторых аспектах являются специфически русскими, далекими от европейских традиций. Специфически национальной чертой можно считать, например, аналогии с русской иконой. У иконописи в России давние и прочные традиции, многие русские восхищают- ся этими древними изображениями. В своих первых супрематических работах Малевич писал черные формы на белом фоне — черный круг, черный крест, повторяя классическую компози- цию иконы, где основной объект располагается
в центре холста, зачастую на фоне симметричного креста или круглого нимба.

Супрематизм картины

В 1922 году Малевич вместе с другими супрематистами работал над трехмерными композициями, а в 1927-м в Высшей школе изобразительного
искусства Баухауз была опубликована его книга «Мир как беспредметность», в которой подробно изложена теория абстрактного искусства и история создания «Черного квадрата на белом фоне». После прихода к власти Сталина в 1924 году и утверждения социалисти- ческого реализма как официального стиля в 1934-м супрематизм был запрещен прави- тельством, но за годы своего существования он успел оказать огромное влияние на будущее изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.

искусство История живопись

Ksushe4ka

9 апр 2019 в 1:40

Похожие материалы
Комментарии (2)
MaksimPogorelov

9 апр 2019 в 1:47

ну не повернется у меня язык назвать это искусством, при всем уважении
anna_pavlenko

11 апр 2019 в 20:34

вы просто не понимаете, тут главное ИДЕЯ