Что такое мультилатерализм?

Что такое мультилатерализм?

Под мультилатерализмом понимают сотрудничество всех ведущих стран при принятии важнейших решений — в противовес ситуации, когда некая страна действует в одиночку (унилатерализм) или договаривается с другой страной либо группой стран (билатерализм). Может показаться, что мультилатерализм диктуется здравым смыс- лом, но увы: в эпоху глобализации могущественной силой стал экономический национализм.

Когда страна решает повысить торговые пошлины или искус- ственно «раздуть» стоимость валюты, она часто запускает цепную реакцию, чреватую ущербом другим странам. Так,
в 1990-е и 2000-е развитые страны отправили обменные курсы в свободное плавание, а многие азиатские и ближневосточные государства привязали свои валюты к доллару. Благодаря этой привязке экономика развивающихся стран росла чуть быстрее (за счет дешевизны экспорта), а богатый Запад накопил громадный долг, который спровоцировал финансовый кризис 2008 года.

Во избежание таких проблем политики создали мультилатеральные организации. Первой такой организацией стала Лига Наций, придуман- ная президентом Вудро Вильсоном после Первой мировой войны и позднее преобразовавшаяся в ООН. Однако появление основной группы экономических мультилатеральных институций, доминирующих ныне в сфере международных экономических отношений, пришлось на период после Второй мировой войны.

Дети Бреттон-Вудса

На Бреттон-Вудской конференции, проведенной в 1944 году в США в фешенебельном отеле «Маунт-Вашингтон», политики под руководством Джона Мейнарда Кейнса разработали новую финансовую и экономическую архитектуру послевоенного мира. Наряду с системой фиксированных валютных курсов были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и предшественник нынешнего Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития. Еще было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), позже трансформированное во Всемирную торговую организа- цию (ВТО).

Эти мультилатеральные организации, в работе которых участвовали почти все страны в мире (кроме горстки деспотических режимов), определили структуру мировой экономики и формы взаимодействия различных стран.

МВФ подобен мировому центробанку: объединяя ресурсы стран-членов, он выдает кредиты тем, кто страдает от валютного кризиса или кризиса платежного баланса (см. главу 24). За кредитами МВФ обращаются, когда взять их неоткуда; заемщиками становятся страны, а не банки или компании. Другая задача МВФ — следить за тем, чтобы государства управляли своей экономикой разумно, не создавая проблем, которые аукнутся миру в будущем. При этом МВФ страдает от «беззубости» — он лишен права наказывать тех, кто игнорирует его рекомендации, — и в прошлом не уберег ряд стран от неверных экономических решений.

ВТО является площадкой, на которой страны договариваются о ликвида- ции барьеров для торговли, а также арбитром в случаях, когда одна страна подозревает другую в незаконном взимании дополнительных пошлин или установлении квот на импорт. ВТО ратует за снятие ограни- чений торговли по всему миру.

Всемирный банк задумывался как организация, оказывающая помощь беднейшим странам мира. Выдавая кредиты (а порой и жертвуя деньги) странам со слабой экономикой, банк надеется сделать мировую экономику богаче и стабильнее. Критики осуждают суровые требования, предъявляемые Всемирным банком к странам, которым он помогает; то же относится к МВФ.

Без консенсуса

В течение 1990-х МВФ и Всемирный банк пытались проводить политику, которая перекраивала экономику других стран по лекалам этих организаций. Данное явление носит название Вашингтонского консенсуса. Странам предписывалось сокращать дефицит госбюджета и устранять барьеры на внутреннем рынке; эти меры гарвард- ский экономист Дэни Родрик свел к формуле «стабилизация, приватизация и либерализация». Беда в том, что многие страны, открывая свои рынки для зарубежных инвесторов, попросту не сумели справиться с огромным притоком денег извне.

После окончания холодной войны мультилатеральные организации столкнулись с суровой критикой: утверждалось, что они не в силах предот- вратить повторяющиеся экономические кризисы в различных регионах. Эта критика ужесточилась после финансового кризиса 2008 года. Особенно холодно стали относиться к данным организациям США, призывающие
к глобальной реформе МВФ и Всемирного банка.

Критиков беспокоит, что в МВФ недостаточно представлены новые, быстро развивающиеся лидеры мировой экономики. До недавнего времени Китай, который развивался так быстро, что стал второй по величине экономикой мира, имел в МВФ столько же голосов, сколько и Бельгия.

От Семерки к Двадцатке

Та же критика звучит в адрес Большой семерки, объединяющей семь крупнейших промышленных стран мира. США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада действительно были самыми развитыми в экономическом плане странами мира в 1970–1990-х годах. Большая семерка доминировала на любом между- народном экономическом саммите, и члены этой группы принимали важнейшие решения, советуясь друг с другом.

Однако в 2008 году, когда президент Джордж Буш-мл. созвал особый саммит, чтобы обсудить нарастающий финансовый кризис, стало ясно, что к обсуж- дению нельзя не привлечь страны вроде Китая, Бразилии, России и Индии.

Большую семерку сменила Большая двадцатка, включающая куда больше самых развитых стран мира. Есть надежда, что благодаря мультилатераль- ному сотрудничеству ее членов (19 стран плюс Европейский союз) число экономических сверхдержав на планете вырастет до двух и более.

экономика политика

MaksimPogorelov

13 янв 2019 в 10:47

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (7)
Elgiza_Burit_9

13 янв 2019 в 11:19

Однозначный + материалу.
Victor

14 янв 2019 в 10:12

Согласен, побольше бы таких толковых статей
Elgiza_Burit_9

13 янв 2019 в 11:27

Алгоритмы описываемые в статье, очень многое объясняют.Особенно будет полезно разъяснить это сторонниkaм возрождения СССР на эkономичесkой базе.Ведь не понимают, что если бы их мечта воплотилась в жизнь, то насkольkо тяжёлым грузом это ляжет на эkономиky РФ...
Elgiza_Burit_9

13 янв 2019 в 11:37

Даже без воплощения пресловутой тиражируемой Стариkовсkой идеи нынешние эkономичеckие издержkи, пробои и недоимkи являются следствием излишней псевдо-благотворительной поддержkи бывших республиk соседей.Проблема в том, что не все эти соседи осознают необходимость инвестиционного взаимообмена.Решить вопрос можно отkaзом от материальных и товарных вложений в те страны, kоторые ведут таkyю политиky.Осознают свою ошибky, найдут средства для обеспечения финансовой индульгенции - тогда пожалуйста, страны продолжат сотрудничество!А на нет и суда нет!
Mary_Ivanova

14 янв 2019 в 10:19

да ну, скучно
Elgiza_Burit_9

14 янв 2019 в 17:29

Дело вkуса.Каждому своё.
maximus

26 сен 2019 в 4:12

во что бы не объединялись страны, конкуренция "за Лучшие блага", сохранится! Все хотят превалировать и " вкусняшки" прибирать к себе... Тут и там устраивают различные "разборки" под видом привнесения "демократии", а на самом деле обычная драчка за недра(( В итоге страдают обычные люди(страны)! Советую послушать и почитать что об этом говорит Самый опытный и,думаю, самый пожилой Мировой Политик - Махатхир Мохаммад (ПМ Малайзии)! Здоровья всем!